Леонардо да Винчи




Леонардо да ВинчиЛеонардо да Винчи — один из крупнейших представителей искусства Высокого Возрождения, опередивший свое время на несколько веков средневековый инженер, живописец, плотник, механик, патологоанатом, музыкант, математик, изобретатель, архитектор, археолог, метеоролог, астроном…
Леонардо не имел фамилии в современном смысле; «да Винчи» означает просто «(родом) из городка Винчи». Полное его имя — итал. Leonardo di ser Piero da Vinci, то есть «Леонардо, сын господина Пьеро из Винчи».
Леонардо да Винчи вызывает у ученых благоговение, замешанное на растерянности.
Как один человек может быть гениален практически во всех областях человеческого знания — изобразительном искусстве, музыке, филологии, медицине.
Как человек может быть одновременно великим инженером, изобретателем, футурологом, архитектором, модельером, наездником, фехтовальщиком, химиком, механиком, художником, скульптором, филологом, ученым, провидцем, одним из лучших в свое время певцом, пловцом, создателем музыкальных инструментов, кантат, наездником, модельером и т.д.?

Годы жизни: 15 апреля 1452 года — 1519 годы.

Родители:

Отец — Пьеро да Винчи (1427—-1504 гг.), нотариус. Прожил 78 лет, четыре раза был женат, имел 12 детей.



Мать — Катерина, крестьянка.

Краткая хронология:

В одном из каменных домов городка Винчи, расположенного в горах Тосканы, 15 апреля 1452 года родился, пожалуй, самый многогранный гений Возрождения — Леонардо да Винчи.
Загадка Леонардо да Винчи начинается с его рождения.
Он был незаконнорожденным сыном женщины, о которой почти ничего неизвестно. Мы не знаем ни ее фамилии, ни возраста, ни внешности.
Биографы называют ее молодой крестьянкой.
Пусть это так и будет.
В Винчи существует традиция называть ее хозяйкой таверны. Она знакома нам под именем Катерина.

О том как проходило детство Леонардо в Винчи нам ничего неизвестно. В более поздние годы он увлекался ботаникой, геологией, наблюдениями за полетом птиц, игрой солнечного света и тени, движением воды.
Среди более семи тысяч страниц рукописей и рисунков Леонардо да Винчи, сохранившихся до наших дней, нет ни одной, которая касалась бы его юности.
У него вообще чрезвычайно мало заметок, имеющих отношение к собственной жизни.
Его образование, очевидно, было таким, как у всякого живущего в маленьком городке мальчика из хорошей семьи: чтение, письмо, начала математики, латынь. Латынь никак ему не давалась, он боролся с ней до конца своих дней.
Его почерк удивителен. Он пишет справа налево, буквы перевернуты так, что текст легче читать с помощью зеркала.
Имеется множество версий, почему он писал именно таким образом.
Одна из них гласит, что он хотел защитить свои научные идеи от любопытствующих, другая — что он был еретиком и постоянно жил в страхе разоблачения и наказания.
Однако на самом деле он был еретиком не больше, чем многие другие люди его времени, к тому же был весьма далек от мысли скрывать свои идеи, даже наоборот, при возможности всячески стремился их публиковать.
Наиболее логичное объяснение его почерка; он был левша, и для него было просто удобнее так писать…
Не впечатляет такое объяснение?..

1469 год — Леонардо поступает в художественную мастерскую лучшего живописца Тосканы Андреа дель Верроккьо.
Несмотря на то, что этого мастера постигла судьба оказаться превзойденным своим учеником, следует признать его человеком большого и чрезвычайно многогранного таланта.
Отношения между Леонардо и Верроккио были, по-видимому, сердечными, хотя Леонардо да Винчи никогда не упоминал о своем учителе в записных книжках.
В тридцать лет Леонардо да Винчи уехал в Милан. При дворе Сфорца, он выступал не только как лютнист и певец, но и как декламатор сатир, баллад и «пророчеств», которые он сочинял сам.
«Пророчества» Леонардо да Винчи на самом деле были загадками, их название содержало отгадку.
Например, «Появится много общин, члены которых спрячутся со своими детьми в мрачных пещерах и там смогут пропитать себя и свои семьи в течении долгих месяцев, обходясь без света , искусственного или природного.»
После того как двор пытался отгадать загадку, Леонардо сообщал название: «Муравейники».
Очень часто его гений и таланты использовались лишь для развлечения двора при котором он состоял.

Леонардо да Винчи

Усадьба Клу

Усадьба Клу, где Леонардо да Винчи провел свои последние дни при дворе Франциска I, пережила столетия и сегодня отреставрирована так, что стала похоже на ту, какой ее знал Леонардо.
Ныне она принадлежит графу Юберу де Сен-Бри и он сделал ее памятником художнику. Туристы, гуляющие по ее паркам, могут представить себе старика, сидящего где-то поблизости и наблюдающего те же сцены, что и они.
Кухня — центр жизни дома в зимнее время — осталась почти такой же, как и была. Сохранился даже тоннель, соединяющий усадьбу с замком в Амбуазе. Чаще всего по нему ходил Франциск, молодой король, покровитель Леонардо да Винчи, который наносил художнику постоянные визиты, чтобы побеседовать с ним на темы философии и искусства.
Король высоко ценил его мнение.
Леонардо уже не писал картин, однако его рисунки этого периода все ещё точны и ясны. По ним нельзя сказать, что частичный паралич вследствие перенесенного удара оказал на него сильное влияние. Таковы были его последние годы. Несмотря на то, что художник жил практически в ссылке, их можно назвать счастливыми для него.

Леонардо да Винчи

«Благовещение», доска.Галерея Уффици, Флоренция.
Первое произведение полностью написанное Леонардо да Винчи,датируется приблизительно 1472 годом. Многие критики сомневаются в авторстве Леонардо да Винчи из-за неуклюжей композиции и вымученной перспективы картины, однако следовало бы говорить о чуде, если бы художник двадцати лет от роду создал шедевр с первой попытки. Картину дорисовывали другие руки: крылья архангела, к примеру, были гротескно увеличены, — однако некоторые её элементы несомненно свидетельствуют о ней, как о произведении Леонардо.

Единственное его изобретение, получившее признание при его жизни — колесцовый замок для пистолета (заводившийся ключом). В начале колесцовый пистолет был мало распространён, но уже к середие XVI века приобрёл популярность у дворян, особенно в кавалерии, что даже отразилось на конструкции лат, а именно: максимилиановские доспехи ради стрельбы из пистолетов стали делать с перчатками вместо рукавиц.
Колесцовый замок для пистолета, изобретённый Леонардо да ВинчиЛеонардо да Винчи, был настолько совершенен, что продолжал применяться и в XIX веке.
Творец «Тайной вечери» и «Джоконды» проявил себя и как писатель, рано осознав необходимость теоретического обоснования художнической практики:
«Те, которые отдаются практике без знания, похожи на моряка, отправляющегося в путь без руля и компаса… практика всегда должна быть основана на хорошем знании теории».
Требуя от художника углубленного изучения изображаемых предметов, Леонардо да Винчи заносил все свои наблюдения в записную книжку, которую постоянно носил при себе.
Итогом стал своеобразный интимный дневник, подобного которому нет во всей мировой литературе. Рисунки, чертежи и эскизы сопровождаются здесь краткими заметками по вопросам перспективы, архитектуры, музыки, естествознания, военно-инженерного дела и т. п.; все это пересыпано разнообразными изречениями, философскими рассуждениями, аллегориями, анекдотами, баснями.
В совокупности записи этих 120 книжек представляют материалы для обширнейшей энциклопедии.
Признавая единственным критерием истины — опыт, противопоставляя метод наблюдения и индукции отвлеченному умозрению, Леонардо да Винчи не только на словах, а на деле наносит смертельный удар средневековой схоластике с её пристрастием к абстрактным логическим формулам и дедукции.
Для Леонардо да Винчи хорошо говорить — значит правильно думать, то есть мыслить независимо, как древние, не признававшие никаких авторитетов.

Леонардо да Винчи

«Джиневра де Бенчи» 1474г., доска,
Национальная галерея, Вашингтон.На первом живописном портрете Леонардо да Винчи изображена Джиневра де Бенчи. Портрет выполнен в 1474 году,когда Леонардо да Винчи было двадцать два года. Уже в этом возрасте он был увлечен техникой чиароскуро: на портрете резко контрастируют области света и тени. Нижняя часть картины срезана: по всей вероятности, там были изображены руки дамы.

Так Леонардо да Винчи приходит к отрицанию не только схоластики, этого отзвука феодально-средневековой культуры, но и гуманизма, продукта ещё неокрепшей буржуазной мысли, застывшей в суеверном преклонении перед авторитетом древних.
Отрицая книжную учёность, объявляя задачей науки (а также и искусства) познание вещей, Леонардо да Винчи предвосхищает нападки Монтеня на учёных буквоедов и открывает за 100 лет до Галилея и Бэкона эпоху новой науки, являясь одним из предшественников материалистов XVI—XVII веков.
Огромное литературное наследие Леонардо да Винчи дошло до наших дней в хаотическом виде, в рукописях, написанных левой рукой. Хотя Леонардо да Винчи не напечатал из них ни строчки, однако в своих записях он постоянно обращался к воображаемому читателю и все последние годы жизни упорно носился с мыслью об издании своих трудов.
Уже после смерти Леонардо да Винчи его друг и ученик Франческо Мельци выбрал из них отрывки, относящиеся к живописи, из которых был впоследствии скомпонован «Трактат о живописи» (Trattato della pittura, 1-е изд., 1651 г.).

В полном же виде рукописное наследие Леонардо да Винчи было опубликовано только в XIX—XX веках. Помимо громадного научного и исторического значения, оно имеет также художественную ценность благодаря сжатому, энергичному слогу и необычайно чистому языку.
Живя в эпоху расцвета гуманизма, когда итальянский язык находился в загоне, Леонардо да Винчи восхищал современников красотой и выразительностью своей речи (по преданию он был хорошим импровизатором), но не считал себя литератором и писал, как говорил; его проза поэтому — образец разговорного языка интеллигенции XV века, и это уберегло её в целом от искусственности и велеречивости, присущей прозе гуманистов, хотя в некоторых пассажах дидактических писаний Леонардо да Винчи мы находим отзвуки пафоса гуманистического стиля.
Даже в наименее «поэтических» по замыслу фрагментах слог Леонардо да Винчи отличается яркой образностью; так, его «Трактат о живописи» оснащен великолепными описаниями (например, знаменитое описание потопа), поражающими мастерством словесной передачи живописных и пластических образов.
Наряду с описаниями, в которых чувствуется манера художника-живописца, Леонардо да Винчи дает в своих рукописях множество образцов повествовательной прозы: басни, фацеции (шутливые рассказы), афоризмы, аллегории, пророчества.
В баснях и фацециях Леонардо стоит на уровне прозаиков XIV века с их простодушной практической моралью; а некоторые его фацеции неотличимы от новелл Сакетти.
Более фантастический характер имеют аллегории и пророчества; во-первых, Леонардо да Винчи использует приемы средневековых энциклопедий и бестиариев; вторые носят характер шутливых загадок, отличающихся яркостью и меткостью фразеологии и проникнутых язвительной, почти вольтеровской иронией, направленной по адресу знаменитого проповедника Джироламо Савонаролы.
Наконец, в афоризмах Леонардо да Винчи выражена в эпиграмматической форме его философия природы, его мысли о внутренней сущности вещей. Художественная литература имела для него чисто утилитарное, подсобное значение.

Леонардо да ВинчиЛеонардо, по всей видимости, не оставил ни одного автопортрета, который бы мог ему быть однозначно приписан. Учёные усомнились в том, что знаменитый автопортрет Леонардо да Винчи (традиционно датируется 1512—1515 годами), изображающий его в старости, является таковым.
Считают, что, возможно, это всего лишь этюд головы апостола для «Тайной вечери».
Сомнения в том, что это автопортрет художника, высказывались с XIX века, последним их высказал недавно один из крупнейших специалистов по Леонардо да Винчи, профессор Пьетро Марани.
Он виртуозно играл на лире. Когда в суде Милана рассматривалось дело Леонардо да Винчи, он фигурировал там именно как музыкант, а не как художник или изобретатель.
Леонардо первым объяснил, почему небо синее. В книге «О живописи» он писал:
«Синева неба происходит благодаря толще освещенных частиц воздуха, которая расположена между Землей и находящейся наверху чернотой».
Леонардо да Винчи был амбидекстром — в одинаковой степени хорошо владел правой и левой руками. Говорят даже, что он мог одновременно писать разные тексты разными руками.
Был вегетарианцем. Ему принадлежат слова «Если человек стремится к свободе, почему он птиц и зверей держит в клетках?..
Человек воистину царь зверей, ведь он жестоко истребляет их.
Мы живем умерщвляя других. Мы ходячие кладбища!
Еще в раннем возрасте я отказался от мяса».
В октябре 2002 года в Англии из дерева, птичьих перьев, выделений жуков были изготовлены летные приспособления, разработанные Леонардо да Винчи, — прообразы современного парашюта и дельтаплана.
Еще в 1483 году Леонардо записал на полях чертежей:
«Если человек найдет полотно в 12 ярдов по ширине и высоте, он сможет спрыгнуть с любой высоты без повреждений».
В 1777 году француз Жан Думье, приговоренный к смертной казни, должен был испытать «летающий плащ» профессора Фонтажа, изготовленный по эскизам Леонардо. В случае удачи ему было обещано помилование.
Думье выполнил прыжок с крыши тюремной башни и остался жив.
Точную копию парашюта недавно испытал англичанин Эдриан Николас. На 85-килограммовой конструкции он пролетел почти 2,5 тысячи метров.
Николас прыгнул из корзины воздушного шара и потом вспоминал, что во время полета его «оберегал» сам Леонардо да Винчи, к которому англичанин то и дело обращался, повторяя магическую фразу: «Мистер Леонардо, я вам доверяю».
Пружинный механизм махолета с распахнутыми, как у ангела, крыльями, согласно инструкциям да Винчи, может держать в воздухе человека в течение часа.Леонардо да ВинчиПравда, чемпионке мира по дельтапланеризму Джуди Лиден удалось продержаться на этой конструкции всего 17 секунд, но этого достаточно, чтобы заключить, что аппарат работает.
Леонардо да Винчи, как настоящий провидец, писал в «Дневниках»: «Люди будут разговаривать друг с другом из самых отдаленных стран и друг другу отвечать, как будто находясь рядом». Речь, очевидно, о телефоне.
«Люди будут ходить, не двигаясь, смогут говорить с тем, кого нет, слышать того, кто безмолвствует». Это о телевидении и магнитофоне.
«Ты увидишь себя падающим с великих высот без всякого вреда для тебя» — очевидно, прыжки с парашютом.
«Будут погублены бесчисленные жизни, и в земле будут сделаны бесчисленные дыры» — тут, скорее всего, провидец говорит о воронках от авиабомб и снарядов, которые действительно погубили бесчисленные жизни.
Леонардо да Винчи даже предвидит путешествия в космос: «И многие наземные и водяные животные поднимутся между звезд…» — запуск живых существ в космос.
«Многочисленны будут те, у кого будут отняты их маленькие дети, которых будут свежевать и жесточайшим образом четвертовать!» — прозрачное указание на детей, части тела которых используются в банке органов.
Прогнозов — сотни страниц. Здесь и необъяснимые возможности лечения на расстоянии, передвижения предметов «силой мысли» и полетов без крыльев.
А также идея подводной лодки, скафандра, батискафа, парохода, велосипеда, вертолета, контактных линз, телескопа, с помощью которого Леонардо да Винчи считал возможным «увидеть Луну и звезды большими».
Поражают и его внешние данные: Леонардо да Винчи высок, строен и так прекрасен лицом, что его называли «ангелом», при этом сверхчеловечески силен (правой рукой — будучи левшой! — мог смять подкову).
В то же время его менталитет кажется бесконечно далеким не только от уровня сознания современников, но и от человеческого вообще. Леонардо, например, полностью контролировал свои чувства, практически не проявляя эмоций, характерных для обычных людей, всегда сохранял удивительно ровное настроение.
Более того, отличался каким-то странным холодом бесчувствия. Он не любил и не ненавидел, а только понимал, поэтому не только казался, но и был равнодушен к добру и злу в человеческом смысле (помогал, например, завоеваниям чудовищного Чезаре Борджиа), к безобразному и прекрасному которые с одинаковым интересом изучал как нечто данное, внешнее.
Наконец, по свидетельству современников, Леонардо да Винчи был бисексуалом.
Сегодня трудно точно судить, почему он сначала «изучал» науку любви с флорентийскими дамами, млевшими от этого красавца и умницы, а затем сосредоточился на гомосексуальных отношениях.
Существует документ-донос, в котором именно да Винчи обвиняется в запрещенном тогда гомосексуализме. Аноним обвиняет его и еще трех мужчин в активной содомии над неким Джакопо Салтарелли, 17 лет, братом ювелира.

Леонардо да Винчи

Джаконда (мона Лиза)

Им всем грозило наказание — смерть на костре.
Первое заседание состоялось 9 апреля 1476 года. Оно ничего не дало: суд требовал доказательств, заявленных свидетелей; их не было. Суд переносится на 7 июля.
Новое расследование, и на этот раз окончательный оправдательный приговор. Тем не менее, когда Леонардо стал мастером, он окружил себя писаными, но бездарными красавцами, которых брал в ученики. Фрейд считает, что его любовь к ним была чисто платонической, но эта мысль кажется бесспорной далеко не всем.
Леонардо да Винчи практиковал специальные психотехнические упражнения, восходящие к эзотерическим практикам пифагорейцев и… современной нейролингвистике, дабы обострить свое восприятие мира, улучшить память и развить воображение. Он как будто знал эволюционные ключи к тайнам человеческой психики, еще далеко не реализованной и в современном человеке.
Так, один из секретов Леонардо да Винчи заключался в особой формуле сна: он спал по 15 минут каждые 4 часа, сокращая таким образом свой суточный сон с 8 до 1,5 часов.
Благодаря этому гений экономил сразу 75 процентов времени сна, что фактически удлинило его время жизни с 70 до 100 лет!
В эзотерической традиции аналогичные методики известны с незапамятных веков, но они всегда считались настолько секретными, что, как и другие психа- и мнемотехники, никогда не предавались гласности.
Сделанные да Винчи изобретения и открытия охватывают все области знания (их более 50!), полностью предвосхищая основные направления развития современной цивилизации. Расскажем лишь о некоторых из них.

Леонардо да ВинчиНа этом рисунке изображено автоматическое орудие с несколькими оружейными стойками и подъемником, изобретенное Леонардо.

Леонардо да ВинчиНа этом знаменитом рисунке прототип современного автомобиля.Самодвижущаяся телега движется с помощью сложного арбалетного механизма, который передает энергию приводам, соединенным с рулем.Задние колеса имеют дифференцированные приводы и могут двигаться независимо. Четвертое колесо соединено с рулем, при помощи которого можно управлять телегой. Первоначально это транспортное средство предназначалось для увеселения королевского двора и относилось к тому ряду самодвижущихся машин, которые были созданы другими инженерами средневековья и Возрождения.

Леонардо да ВинчиАрбалет — это традиционное боевое орудие, которое Леонардо да ВинчиЛеонардо да Винчи пытался модернизировать за счет повышения «cилы» и скорости огня. Стрелок, сидящий в середине огромного колеса, должен был только тщательно прицелиться и выпустить стрелу. Перезарядка четырех арбалетов происходила автоматически в результате вращения колеса, к которому они крепились. Колесо приводилось в движение вручную группой людей, прикрытых для безопасности деревянным щитом. К стрелку арбалеты попадали уже заряженными и готовыми к бою. Таким образом, значительно повышались скорострельность и разрушительная сила этого оружия.

Леонардо да ВинчиМузыку Леонардо да Винчи считал второй по значению среди искусств после живописи. Он играл на лютне.
Рассказывают, что во время первого визита к Людовико иль Моро в 1482 г. Леонардо держал в руках серебряную лютню. Он также применял музыку в ходе военных сражений: механизированные военные барабаны отбивали сложный ритм в такт движениям оси повозки.

Леонардо да Винчи

Есть еще один способ передачи движения — при помощи блоков — колес с выемками, вращающихся вокруг своих собственных осей и соединенных веревками. Леонардо часто использовал их в своих летательных аппаратах.

Леонардо да Винчи

Машина для намотки бобин.

Леонардо да ВинчиВ устройствах Леонардо да Винчи часто встречались системы для передачи движения. Для того чтобы передать вращательное движение, использовалось зубчатое колесо, профили зубцов которого геометрически проиллюстрированы здесь.

Леонардо да ВинчиВечный двигатель
Это доказательство Леонардо продемонстрировал с помощью рисунков и комментариев. Инструмент, изображенный здесь, выполнен из палок, на концах которых подвешены грузы: «независимо от того, какой груз приложен к колесу (вес груза должен вызывать его движение), несомненно, центр такого груза остановится в центре собственного полюса; и не существует такого инструмента, который мог бы изобрести гений человека, который, будучи повернут вокруг своей оси, смог бы избежать подобного эффекта».

Леонардо да Винчи

Домкрат. Состоит из рукоятки, приводов и стержня с зубцами, двигающегося вверх и вниз.

Леонардо да Винчи

Зубчатый колесно-проекторный механизм

Машина для плетения канатов.
Текстильная промышленность всегда была широко развита в Тоскане и Ломбардии. Леонардо изучал машины для намотки, изготовления канатов и обработки тканей. Чтобы сделать веревку (канат) надо было переплести несколько прядей (каждая прядь состоит из отдельных нитей). Для этого Леонардо да Винчи разработал машину, приводимую в движение рукояткой.
Леонардо да Винчи
При помощи блоков (воротов) может она поворачивала устройство, к которому были прикреплены переплетаемые пряди (на этом рисунке — только три пряди). В машине, изображенной на этом рисунке, прядей гораздо больше. Они собраны в полукруг барабана, на котором поворачиваются блоки (вороты).

Леонардо да Винчи

Зубчатые колеса

Леонардо да Винчи

Среди инструментов, применяемых для изучения геометрии, выделяется компас для прослеживания параболы с постоянным движением.

Леонардо да Винчи

Кран на кольцевой платформе использовался архитекторами и инженерами в конце XIV в.

Леонардо да Винчи

Машина для поднятия длинных предметов.
Перемещение любого груза происходит по прямой линии.

Леонардо да ВинчиРезательная машина. Работа этой машины была полностью автоматизирована: падающий отвес разматывал трос и приводил в движение молоток, который поднимался и опускался, продвигая вперед ту часть материала которую предстояло резать. Данный процесс осуществлялся при помощи приводов и рычагов. Полная автоматизация не только облегчала труд человека, но также и давала стандартную продукцию, что является прообразом современного производства.

Леонардо да ВинчиОпирающийся мост. По замыслу Леонардо, этот мост представляет собой единый пролет, прикрепленный к одному берегу реки при помощи вертикального шарнира, на котором он вращается. Перекидывание моста на другой берег осуществляется за счет канатов и лебедок, а также колес и металлических валиков, обеспечивающих его скольжение. Кроме того, для него предусмотрен кессон, являющийся противовесом при балансировке и маневрировании подвешенного в воздухе моста в процессе его опускания на противоположный берег.
Леонардо да ВинчиОдометр — устройство для точного подсчета расстояния. Формой напоминает тачку, имеет два зубчатых колеса: вертикальное проходит одну зарубку всякий раз, как поворачивается ступица колеса на земле. Каждый раз, как вертикальное зубчатое колесо заканчивает оборот, внутренний выступ двигает другое, горизонтальное колесо. В нем есть отверстия, через которые выпадает в специальный контейнер камень или мяч, когда устройство проходит еще одну зарубку. Сбор и подсчет этих камней дает возможность подсчитать количество оборотов колеса на земле и тем самым измерить расстояние.

Леонардо да ВинчиОрнитоптер. На рисунке не планер, управляемый пилотом, а интересный «гибрид».
Летчик висит вертикально в центре аппарата, кончики крыльев имеют соединения, контролирующие машину, а жесткая конструкция поддерживает ее.

Леонардо да ВинчиОрудие «Сotombrot»:
«Пушечное ядро в полфута шириной, начиненное небольшими бомбами, сделанными из смеси бумаги с серой, которые чадят так, что заставляют чихать, а посередине — порох, который поджигают и от которого загораются все бомбы перед броском во вражеские ряды…»

Леонардо да Винчи

Парашют. Если у человека есть тент из плотной ткани, каждая из сторон которого составляет 12 длин руки, и высота — 12, то он может прыгнуть, не разбившись, с любой значительной высоты.

Леонардо да Винчи
Шариковые и роликовые подшипники Леонардо да Винчи современны и предвосхищают многие сегодняшние технические решения. Заметим, что шарикоподшипники использовались уже в классической античности.

Леонардо да Винчи

Прожектор. Идея прожектора возникла из сценических потребностей. Он представлял собой ящик, с одной стороны которого располагалась большая стеклянная линза, а внутри находилась свеча.
Так Леонардо да Винчи создавал «интенсивный и широкий свет».

Леонардо да ВинчиЛеонардо да Винчи спроектировал машину для изготовления пружин. Он описывал ее так: «инструмент для изготовления пружины, которая приводит в движение часы».
Эта машина работала следующим образом: при помощи винта последовательно рубился поперечный металлический стержень (nb). Процесс повторялся до тех пор, пока металл не «достигнет толщины тяжелого листа бумаги», затем он скручивался в пружину.

Леонардо да ВинчиЭта конструкция была названа ученым «мушкет в форме органной трубы».
На телеге устанавливались три стойки со стволами (по 11 стволов на каждой) мощностью в 33 заряда. Установка вращалась. Когда одна стойка стреляла, вторая перезаряжалась, а третья остывала, то мощность огня повышалась и создавалась непрерывность обстрела. Орудие снабжалось винтовым механизмом, регулирующим подъемник.

Леонардо да ВинчиИзучение тяги.
Леонардо да Винчи изобразил пару волов, которые тащат геометрически увеличивающееся колесо. Таким образом, сила, необходимая для того, чтобы сдвинуть колесо с места, уменьшается с ростом его диаметра.

Леонардо да ВинчиЦентрифуга.
Еще одно остроумное изобретение — сразу несколько пращей, приводимых в движение центробежной силой. Она возникает в результате выброса энергии, создающейся при раскручивании лебедки на винтовой оси.
Заряженные пращи, быстро вращаясь, переходят из вертикального в горизонтальное положение, в котором и происходит выстрел.

Леонардо да ВинчиВ Северной Италии существовали традиционные часовые мастерские. Во времена Леонардо да Винчи было довольно много городских часов.
Леонардо создал несколько часовых устройств. Одно из них представлено на рисунке. Это коническое выравнивающее устройство, соединенное с основной пружиной (внутри ящика) при помощи устройства, поднимающего коническую зубчатую спираль.

Идея крытого вагона-платформы, атакующего вражеские ряды во главе наступающих войск, возникла в средние века и была с энтузиазмом подхвачена в XIV столетии.
Леонардо да Винчи разработал тяжелый фургон в форме черепахи, вооруженный со всех сторон пушками и окованный броней.Леонардо да ВинчиПроблему перемещения этой платформы надеялись решить при помощи парусных судов, но вместо этого Леонардо предложил поместить внутрь вагона 8 человек, приводящих его в движение, используя коробку передач, соединенную с колесами. Он даже подумывал о замене людей лошадьми, но мысль о том, что животные могут запаниковать, находясь в таком тесном и шумном пространстве, разубедила его

Величайшее творение Леонардо да Винчи — «Тайная вечеря» и одно из величайших произведений живописи всех времен – дошла до нас в полуразрушенном виде. Эту композицию он писал на стене трапезной миланского монастыря Санта Мария делле Грацие.
Стремясь к наибольшей красочной выразительности в стенописи, он произвел неудачные эксперименты над красками и грунтом, что и вызвало ее быстрое повреждение. А затем довершили дело грубые реставрации и… солдаты Бонапарта.

Леонардо да Винчи

Тайная вечеря

После занятия Милана французами в 1796 г. Трапезная была превращена в конюшню, испарения конского навоза покрыли живопись густой плесенью, а заходившие в конюшню солдаты забавлялись, швыряя кирпичами в головы леонардовских фигур.
Судьба оказалась жестокой ко многим творениям великого мастера. А между тем, сколько времени, сколько вдохновенного искусства и сколько пламенной любви вложил Леонардо да Винчи в создание этого шедевра.
Но, несмотря на это, даже в полуразрушенном состоянии, «Тайная вечеря» производит неизгладимое впечатление.
На стене, как бы преодолевая ее и унося зрителя в мир гармонии и величественных видений, развертывается древняя евангельская драма обманутого доверия. И драма эта находит свое разрешение в общем порыве, устремленном к главному действующему лицу – мужу со скорбным лицом, который принимает свершающееся как неизбежное.
Христос только что сказал своим ученикам: «Один из вас предаст меня».
Предатель сидит вместе с другими; старые мастера изображали Иуду сидящим отдельно, но Леонардо да Винчи выявил его мрачную обособленность куда более убедительно, тенью окутав его черты. Христос покорен своей судьбе, исполнен сознания жертвенности своего подвига. Его наклоненная голова с опущенными глазами, жест рук бесконечно прекрасны и величавы. Прелестный пейзаж открывается через окно за его фигурой.
Христос – центр всей композиции, всего того водоворота страстей, которые бушуют вокруг. Печаль его и спокойствие как бы извечны, закономерны – и в этом глубокий смысл показанной драмы.
Леонардо да Винчи — прекрасный фокусник (современники говорили откровеннее — маг, а иногда и черный маг). Леонардо может вызывать из кипящей жидкости многоцветное пламя, вливая в нее вино; легко превращает белое вино в красное; одним ударом ломает трость, концы которой положены на два стакана, не разбив ни один из них; наносит на конец пера немного своей слюны — и надпись на бумаге становится черной.
Чудеса, которые показывает Леонардо да Винчи, настолько впечатляют современников, что его всерьез подозревают в том, будто он служит «черной магии».
К тому же возле гения постоянно находятся странные, сомнительной нравственности личности, вроде Томазо Джованни Мазини, известного под псевдонимом Зороастр де Перетола, — хорошего механика, ювелира и одновременно адепта тайных наук.
До самой смерти Леонардо да Винчи чрезвычайно активен, много ездит.
Так, с 1513 по 1519 год он попеременно живет в Риме, Павии, Болонье, Франции, где и умирает, по преданию, 2 мая 1519 года на руках короля Франциска 1, прося прощения у Бога и людей, что «не сделал для искусства всего, что мог бы сделать».
Леонардо да Винчи принято считать одним из гениев итальянского Возрождения, что и отдаленно не соответствует истине.
Он уникален: ни до него, ни после в истории не существовало подобного человека, гениального во всем!
Главная загадка Леонардо да Винчи: кто же он, этот самый таинственный гений всех времен и народов?

Источники информации:
1. Де Агостини «100 человек, которые изменили ход истории. Леонардо да Винчи»
2. Википедия



Комментарии 0

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.