Абдулов Александр Гавриилович


Абдулов Александр ГавриловичАбдулов Александр Гавриилович – советский и российский актёр театра и кино, кинорежиссёр, заслуженный артист РСФСР (1986 год), народный артист РСФСР (1991 год) – родился 29 мая 1953 года в городе Тобольск Тюменской области в семье режиссера Гавриила Абдулова.
Отец Александра – Гавриил Данилович Абдулов (25 марта (7 апреля) 1908 года – 24 февраля 1980 года) был выпускником московской киношколы, ставшей позднее ВГИКом, работал на кинофабрике «Мосфильм» (1931 год), был актером и художественным руководителем в театрах Алма-Аты (1932-1933 годы), Уральска (1933-1935 годы), Сухуми (1935-1937 годы).
В годы Великой отечественной войны 1941-1945 годов Гавриил Данилович добровольцем ушел на фронт, служил в разведроте, воевал на Курской дуге, попал в плен, а затем бежал из концлагеря. Пять раз был ранен.
Мама Александра – Людмила Александровна всю жизнь работала в театре гримером.
В семье, в которой уже были два сына – Роберт и Владимир – очень ждали девочку и уже даже купили распашонки розового цвета. Однако родился мальчик…
Соседка по палате, родившая уже третью девочку, предложила Людмиле Александровне тайно обменяться новорожденными и та почти согласилась. Однако Гавриил Данилович категорически запретил жене даже думать об этом и дал новорожденному имя Александр…
В 1956 году семья Абдуловых вернулась в Фергану, где Гавриил Данилович еще в 1937 году создал и возглавил первый в Средней Азии русский драматический театр.
Отец очень хотел, чтобы Александр стал актером, всячески его к этому направлял, заставляя освоить многие театральные специальности – рабочего сцены, реквизитора, осветителя.

Абдулов Александр ГавриловичВ пять лет Александр впервые вышел на сцену, сыграв незначительную роль в спектакле Ферганского драматического театра «Кремлевские курсанты».
Однако к актерской карьере не стремился, увлекаясь спортом и музыкой.
Как-то Александр, уже учась в школе, решил разыграть свою маму: нарисовал ее гримом себе много различных ран, забинтовал голову, на виске гуашью нарисовал большое красное пятно и сел на лавочке у подъезда, ожидая ее с работы. Увидев его, Людмила Александровна чуть не упала в обморок…
Поняв, что переиграл, Александр как мог стал мать утешать, обещал быть «примерным мальчиком».
Однако «примерным» быть не получалось: с успеваемостью дела обстояли не очень хорошо – из школьных предметов Александр любил только физкультуру, стал кандидатом в мастера спорта по фехтованию. А по поведению были двойки – даже в пионеры не приняли…
Окончив школу Александр, по настоянию отца, пытался поступить в театральное училище имени Щепкина, но неудачно.
Позже Александр Абдулов вспоминал:
«Папа почему-то решил, что я обязательно должен стать Качаловым, не ниже. И поэтому на вступительных экзаменах в Щепкинском училище я читал монологи Незнамова.
И не поступил с формулировкой: «несоответствие внешних и внутренних данных».
Что это такое, я до сих пор не знаю».
Вернувшись из Москвы, он поступил на факультет физкультуры Ферганского государственного педагогического института, одновременно работая в театре у отца рабочим сцены и участвуя в массовках.
Через год Александр Абдулов поступал уже во все театральные вузы Москвы, пройдя везде творческий конкурс.
Поступил же он в ГИТИС, на курс И. М. Раевского.
Александр долго не рассказывал своим родителям, как поступил в ГИТИС, потому что в этой истории принял участие и его старший брат Владимир, в то время бывший преподавателем русского языка и литературы.

Абдулов Александр ГавриловичТак вот, именно он исправил ошибки в сочинении Александра, которое тот на несколько минут вынес с экзамена в Школе-студии МХАТ. Но не все – в злополучном сочинении нашли еще сорок две ошибки!
Но ректор Школы-студии уже обзвонил все театральные вузы Москвы и предупредил, что, если придет такой-то парень, который блестяще прошел два тура, но срезался на сочинении, ему надо помочь. И когда Абдулов появился в ГИТИСе, о нем были уже наслышаны.
После прослушивания набиравший курс Иосиф Раевский подозвал к себе Александра:
«Чтобы ты снова не сделал сорок две ошибки, сочинение писать не будешь».
Вот такая история…
В студенческие годы у Александра Абдулова было много увлечений и романов – мимолетных и продолжительных, он даже резал вены от несчастной любви, но товарищ по общежитию вовремя вызвал «скорую» – повезло! – и даже один скоропостижный брак.
В 1969 году Александр Абдулов мелькнул на экране в художественном фильме «Золото», однако в титрах его не упомянули…
Но уже в 1973 году в фильме «Про Витю, про Машу и морскую пехоту» его фамилия впервые появляется в титрах.
В общей сложности Александр Абдулов снялся в 112 фильмах.
В 1974 году главный режиссер Московского государственного театра имени Ленинского комсомола Марк Захаров утвердил на роль лейтенанта Плужникова в пьесе по повести Бориса Васильева «В списках не значился» четверокурсника Александра Абдулова. Несмотря на то, что министерство культуры, утверждавшее об «искажении образа» и пугавшее «возмущенными письмами фронтовиков», потребовало сменить главного исполнителя, Марк Захаров настоял на Абдулове.
На премьеру приехал Гавриил Данилович и когда под «громкие и продолжительные» аплодисменты Александр Абдулов и Елена Шанина выходили на поклон, он расплакался – и от воспоминаний о Великой отечественной войне, и от гордости за своего сына.
За эту роль Александр Абдулов был удостоен премии «Театральная весна».

Абдулов Александр Гаврилович

«Абдулов трудно приживался в театре, – вспоминает Марк Захаров, – у него не все хорошо было с дисциплиной. Он был очень веселый и обаятельный и как-то весело всех обманывал, в том числе и меня.
Однажды Саша не пришел на важную репетицию.

Абдулов Александр с собакой

Абдулов Александр с собакой

Это тот случай, когда нужно выгонять сразу, и я как раз от многих людей отказывался, потому что театр мне достался в очень тяжелом состоянии.
Так вот, он пришел и сказал, глядя мне в глаза, что всю ночь просидел у постели больной любимой девушки. У него брызнули слезы.
Я сделал усилие, чтобы тоже не заплакать.
Дня через два история повторилась: он опоздал по той же причине.
Я ему уже не поверил, очень разозлился, но понял, что должен ему помочь выбраться из этого вихря идей. Я оставил Абдулова в театре.
Потом он стал очень надежным человеком, образцом дисциплины, собранности во всем, и что касалось театра, особенно».
Впрочем Александр Абдулов и Марк Захаров никогда не называли свои отношения дружбой. Должно быть, только из уважения друг к другу.
Потому что дружбой это было бы назвать мало – это была судьба.
Захаров как-то признался, что Абдулов – его единственный ученик.
«Он мой крестный отец, определил мою жизнь и сделал меня таким, какой я есть, – говорил Абдулов. – Случай, что Захаров назначил меня на главную роль. Случай, что я опоздал на полтора часа на сдачу своего первого спектакля в «Ленкоме» – проспал и уже не хотел идти в театр. Меня должны были уволить. Случай, что я тогда все-таки пришел в театр, а уже не хотел идти (мне все говорили: соври, скажи, что под поезд попал или что-нибудь в этом роде).
Я подсел к Захарову, он меня спросил: «Что?»
И я сказал: «Проспал!»
Я не стал врать и думаю, именно это меня и спасло. Так что все – случай!»
В 1976 году в «Ленкоме» была поставлена рок-опера «Звезда и смерть Хоакина Мурьетты», роль Хоакина в которой исполнил Александр Абдулов. Эта роль принесла Абдулову невероятную популярность и славу.

Попасть на этот спектакль было невозможно. Подогревало интерес и то, что это была первая на советской сцене рок-опера с живой музыкой, и то, что цензура спектакль регулярно запрещала – в общей сложности 11 раз!
Многие друзья называли Абдулова «обыкновенным чудом»: обыкновенным, потому что Александр был трудолюбив и талантлив, а чудом, потому что ему несомненно везло.

Александр Абдулов и Марк Захаров

Александр Абдулов и Марк Захаров

Вспоминает актер Георгий Мартиросьян:
«Если говорить о Шурином везении, то отчетливо помню 28 ноября 1976 года.
Мы летели из Москвы в Питер. Билеты нам всегда делала знакомая Лена из «Интуриста», так что нас кругом сажали первыми.
В тот день была жуткая погода, рейсы задерживали. Мы занимаем свои места, салон еще пустой, сидим так минут двадцать.
Потом появляется бортпроводница: «Вам нужно пересесть в другой самолет, он полетит первым».
Мы пересаживаемся и улетаем.
А через два дня, когда уже вернулись в Москву, мне звонит Лена и запинающимся голосом спрашивает: «Это ты?»
Я говорю: «Да».
«Нет, это точно ты?»
«Да точно я!»
И тут она рассказывает, что самолет, на который нам достала билеты, упал в Шереметьеве при взлете.
Тогда про это вышла только одна маленькая заметка в «Известиях»…
Говорю же – фартовый он был парень».
1 января 1979 года по телевидению был показан двухсерийный художественный фильм «Обыкновенное чудо», сделавший Александра Абдулова кумиром многомиллионной страны.
На улицах его окликали: «Медведь!»

Александр Абдулов Алферова

Александр Абдулов и Ирина Алфёров

В «Ленкоме» Александр Абдулов встретил главную женщину своей жизни – Ирину Алферову. На гастролях в Ереване он сделал ей предложение. Она согласилась, когда он выполнил условие – пронес ее на руках через весь огромный городской парк.
В 1979 году, незадолго до съемок фильма «С любимыми не расставайтесь» Александр Абдулов и Ирина Алферова стали мужем и женой. Они прожили вместе почти семнадцать лет.
Александр Абдулов всегда очень нежно и заботливо относился к дочери Ирины маленькой Ксении, и она любила его, как родного отца. Многие годы даже самым близким друзьям и в голову не приходило, что Ксения не родная дочь Абдулова.
Когда Ксения, уже став известной актрисой, выходила замуж за Егора Бероева, Абдулов не находил себе места:
«Я чуть не сошел с ума. Я не думал, что буду так переживать. Я никогда не переживал другие свадьбы, потому что у нас с Ириной была гениальная свадьба: после загса мы пошли в церковь, потом в общежитие, и отмечали свадьбу вчетвером».
Про личную жизнь «после Алферовой» Абдулов не распространялся. Конечно, он редко оставался в одиночестве, рядом с ним всегда возникали какие-то женщины. Некоторые задерживались на годы.
Александр Абдулов всегда считал, что взаимоотношения мужчины и женщины – это табу, и мужик, который начинает рассказывать и в книжках описывать, с кем и как он жил, просто не достоин уважения…
Тяжелые испытания выпали Александру Абдулову в 1980 году.
24 февраля скончался его отец Гавриил Данилович.
«Когда отца насильно отправили на пенсию, – рассказывал Александр Абдулов, – поздно ночью он пришел в театр, поднялся на сцену, встал на колени и поцеловал ее… Потом быстро встал и вышел.
Вскоре отец умер…

Абдулов Александр на съемках фильма «Обыкновенное чудо»

Абдулов Александр на съемках фильма «Обыкновенное чудо»

Человек, хоть раз вдохнувший запах кулис, поймет, о чем я говорю…»
В этом же году в Фергане был убит хулиганами его старший брат Владимир…
В 1981 году модельером Пьером Карденом театр «Ленком» был приглашен со спектаклем «Юнона и Авось» на гастроли в Париж. В этом спектакле Абдулов играл три роли…
Перед поездкой, как это было принято в СССР, всем выезжающим необходимо было пройти соответствующую проверку компетентными органами и собеседование.
Ирина Алферова позже вспоминала:
«Надо было пройти испытание, когда старые большевики задавали вопросы, в каком году какой-то съезд был, в общем, мучили нас.
Сто человек должны были поехать, и всех пригласили на это собеседование.
Меня спросили: «В каком году был какой-то съезд РСДРП?»
Я не знала.
И они спрашивают наше руководство: «Без нее на гастролях можно обойтись?»
«Нет, – отвечают им, – без нее нельзя».
И так про всех. Когда очередь дошла до Саши, ему задали вопрос: «Что это за почин XXVI съезда КПСС “26 ударных недель” ?»
Он сразу: «Преждевременные роды, что ли?»
Народные мстители сказали: «Вот этот точно не поедет».
А им сказали, что вот без этого совсем никак нельзя».»
В 1984 году вышел на экраны фильм Марка Захарова по сценарию Григория Горина «Формула любви», в котором роль подручного графа Калиостро и его кучера Жакоба сыграл Александр Абдулов.
«Семен Фарада и я никак не рассчитывали на шквальный успех песни Геннадия Гладкова на слова Марка Захарова «Уно моменто» из фильма «Формула любви», – шутил Абдулов.- Теперь инспекторы ГАИ, не заглядывая в документы, узнают: “A-а… «уно моменто”».

Александр Абдулов и Семен Фарада

Александр Абдулов и Семен Фарада

В 1986 году в «Диктатуре совести» Михаила Шатрова Абдулов вышел на сцену уже в звании заслуженного артиста РСФСР. Это было по-настоящему заслуженное звание.
«Беса» Верховенского он сыграл так, что Марк Захаров признал: «В Саше проснулось какое-то другое, трагическое, магнетическое, энергетическое начало.
И я подозреваю, и это мое убеждение антинаучное, что хороший артист владеет еще и гипнозом, может, слабыми какими-то долями, может, безопасным для зрителя, но гипноз точно существует.
Саша, он гипнотизировал, как злодей.
Ну что ж, многие злодеи достигают успеха у толпы…»

В этом же, 1986 году, Александр Абдулов со своими друзьями взялся восстанавливать старую церковь Рождества Богородицы, что рядом с «Ленкомом». Горбачев только стал генеральным секретарем КПСС и о перестройке еще не заявлял. Да и Свердловский райисполком города Москвы, на территории которого находилась церковь, вовсе не собирался никому отдавать ее. Это помещение принадлежало цирку, там держали собак, птиц, был даже репетиционный зал…
Елена Шанина вспоминала: «Мы чуть ли не всей труппой воевали за этот храм с государством. И только Саше удалось придумать так называемые «Задворки» – это стало одновременно названием и фестиваля, и территории, на которой стоит этот храм.
Саша с друзьями собрал деньги, отреставрировал его и передал Патриархии».

Леонид Ярмольник, Александр Абдулов и Андрей Макаревич, 1987 год.

Леонид Ярмольник, Александр Абдулов и Андрей Макаревич, 1987 год.

В 1989 году в «Ленкоме» была поставлена пьеса Григория Горина по мотивам произведений Шолом-Алейхема «Поминальная молитва». В роли Менахема, человека-неудачника, который постоянно пытается сделать что-то хорошее, но безуспешно, Абдулов показал себя актером, как сказал Марк Захаров, «с замечательным комедийным нутром» и с этого момента началась «другая полоса Сашиной жизни».
В 1991 году был снят фильм «Гений». Друг Абдулова Георгий Мартиросьян по просьбе режиссера Виктора Сергеева позвонил Абдулову и спросил:
«Сможешь прямо сейчас вылететь на пробы, главная роль, картина такая-то, ставит мой друг».
Друзьям Абдулов отказывать не умел и только спросил: «Куда?»
И потом сразу: «Высылайте за мной машину в аэропорт, еду».
Буквально через два часа уже был в Питере.

Абдулов Александр ГавриловичВ 1997 году за роль Алексея Ивановича в спектакле «Варвар и еретик» – театральной версии романа Достоевского «Игрок» Александр Абдулов удостоился
театральной премии «Хрустальной Турандот» – первой негосударственной, независимой творческой наградой в России, а также премии «Фонда К. С. Станиславского» и был отмечен грамотой Международного театрального фонда имени Е. Леонова.
«Азарт – это состояние души», – говорил о себе Александр Абдулов.
Может, поэтому так близка оказалась ему роль Алексея Ивановича, ведь сколько времени Абдулов провел за карточным столом – одному Богу известно.
«Я по натуре игрок, – признавался он, сравнивая жизнь с рулеткой, – повезет – не повезет».
На сцене ему везло…
Но и в казино Александр Абдулов играл с такой же страстью, как и на сцене.
Обычно ему везло, но если проигрывал, так уж «полцарства».
Абдулов побывал во всех знаменитых игорных местах мира: Монте-Карло, Лас-Вегасе, Атлантик-Сити, Барселоне.
Один раз он так заигрался, что провел в казино четверо суток подряд.
«Был просто клинический случай, – признавался Александр Абдулов. – Каждый день ходил в казино как на работу. А однажды наступил тот самый момент, когда я понял, что еще секунда, и тумблер сработает – у меня просто уедет крыша.
Слава богу, за ногу к батарее меня не привязывали – до этого не дошло…
С этой иглы я соскочил сам. Тьфу-тьфу-тьфу…
Хотя, признаюсь, еще чуть-чуть, и бросил бы театр, продал квартиру, машину – все бы проиграл, до нитки…»
Режиссерский дебют Александра Абдулова «Бременские музыканты», состоявшийся в 2000 году, был его отчаянной попыткой доказать, что «не может быть такого, чтобы дела в нашем кинематографе не поправились… Тогда мы просто идиоты, больные люди, нас нужно ограждать колючей проволокой и ждать, когда мы вымрем от тупости и беспомощности…»
19 декабря 2005 года состоялась премьера телесериала Владимира Бортко по одноимённому роману Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита», в котором роль демона-рыцаря из свиты Воланда Фагота (Коровьева) блестяще сыграл Александр Абдулов.
«Впервые я прочитал «Мастера и Маргариту», – вспоминал Александр Абдулов, – когда роман был опубликован в журнале «Москва». Он произвел на меня впечатление разорвавшейся бомбы.
Это моя любимая книга до сих пор, я половину наизусть знаю…
Там все персонажи замечательные, но Коровьев – самая фантастическая придумка Булгакова. Я идеальный Коровьев.
Это просто сто, миллионнопроцентно моя роль. Такие роли бывают один раз в жизни.
Из-за таких ролей я стал заниматься профессией артиста».

Абдулов Александр Гаврилович и дочь Юлия

Абдулов Александр Гаврилович и дочь Юлия

В 2006 году на кинофестивале «Дух огня» Александр Абдулов официально представил как свою невесту Юлию Милославскую – последнюю любовь своей жизни.
Вскоре они расписались в загсе, не оповещая об этом даже близких друзей.
21 марта 2007 года Александр Абдулов стал отцом. Дочку назвали Евгенией, именем, символизирующим начало новой жизни. Только теперь он вдруг понял, какое это счастье быть дома со своей семьей.
Он очень ждал, когда дочка ему улыбнется, когда пролепечет первые слова, сделает первый шаг ему навстречу.
В начале лета 2007 года со спектаклем «Затмение» театр «Ленком» поехал в Израиль. В аэропорту у Абдулова прихватило сердце, его тут же отправили в клинику.
Вернувшись, он рассказывал, что его обследовали, посоветовали сердчишко поберечь, отдохнуть. А остальное, мол, все в порядке.
Через два месяца, в августе, в Балаклаве на съемках фильма «Гиперболоид инженера Гарина» ему стало плохо. Прямо со съемочной площадки Абдулова
отвезли в Первую городскую больницу Севастополя, где срочно прооперировали – удалили язву желудка.
Оправившись после операции, он поехал на консультацию в одну из израильских клиник, где узнал диагноз – рак легких.
В 2007 году в спектакле «Женитьба» по Гоголю Александр Абдулов сыграл лишь в летней, самарской премьере. На осенней московской премьере, обставленной по совпадению с 8О-летием Московского государственного театра имени Ленинского комсомола как грандиозный праздник, было объявлено
о болезни Абдулова…
Введенному на роль Кочкарева в спешном порядке Сергею Чонишвили благодарные зрители аплодировали нескончаемо долго – все понимали, что это аплодисменты Александру Абдулову…
В своем последнем фильме «Лузер» Александр Абдулов выступил как режиссер, сценарист, продюсер и исполнитель главной роли. Этот фильм был очень важен для него: он хотел снять свою «Иронию судьбы» – добрую, рождественскую историю.
В этом фильме главный герой как бы в шутку завещает: «Похороните меня на Ваганьковском».

Абдулов Александр Гаврилович

По этому поводу Марк Захаров говорил: «Я не стал смотреть этот фильм. Вспомнил Ахматову, которая, обращаясь к молодым поэтам, говорила, что не надо распространяться много о своей смерти, писать.
Можно заиграться и ее приблизить.
Вот так, как было это сделано в этом фильме, это был какой-то момент шока. Я думаю, что это была ошибка Александра Гавриловича, которые он иногда совершал в силу своего огромного таланта».
13 декабря 2007 года Александр Абдулов был награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени.
«Лузер» Александр Абдулов продолжал монтировать до последних дней. Закончил работу 27 декабря. И пока не закончил, держался.
Премьера фильма была назначена на 3 января 2008 года.
3 января 2008 года Александра Гавриловича Абдулова не стало…
Александр Абдулов, объясняя, почему он не любит рассказывать о себе, как-то сказал: «Я считаю, что легенда должна оставаться легендой. И я тоже хочу остаться легендой…»
А еще такие его слова: «Дело в том, что жизнь, она коротенькая, понимаете? Она очень короткая.
Кто-то замечательно сказал, что Бог нам дарит, Бог рассчитывает, какой длины будет твоя жизнь, а вот какой ширины, широты – это от тебя зависит… »

Абдулов Александр Гаврилович

Источники информации:
1. Викторова «Остаться легендой»
2. Сайт Википедия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *